вторник, 07 июня 2016
Кавайный Нях!
Настроение сейчас - Феанор велел остановиться и идти учиться
Заглянула я в хроники Первой Эпохи. И знаете, зря я это сделала. Я и так на грани отчисления, а тут такое.
В общем пошла я это читать, потому что вопросов было много. Теперь их ещё больше.
Материал из педивикии:
Это ещё до восходя Солнца, и каждый год - примерно 9,5 солнечных.
Они риали около 10 лет собирались в поход и столько же примерно пилили до Льдов? Или они жили медленнее?
Переход с валаринского на солнечный календарь - самое муторное для меня время. И здесь же - когда случился переход на семидневную неделю с шестидневной? Тут или позже? И был ли он вообще?
Ещё один вопрос, связанный с досолнечным временем, он уже скорее к ботаникам. Как без света жили в Восточных землях ,куда не доставала радиация Древ? Как росли и зрели всякие растения?
Везли ли Нолдор на кораблях (и тащили ли через Льды) одомашненных животных помимо лошадей?
Существовало ли обращение на "вы" к королям и лордам?
В моих любимых работах его нет, из остаточной памяти по Квенья вспоминается, что такого там нет. Но меня упорно корёжит от "ты". Мои ли это тараканы?
Ну и наконец, самый интересный вопрос. Про эльфийскую баню! Чисто теоретический и фандомный). В ПТСР, например, несколько раз упоминается баня и всего один раз - почти в одном предложении с эльфами. У кого какие идеи: знакомы ли эльфы с баней? и если да, то какая бы она у них была: "финская" или наша, с веничками?
Интересуют так же упоминания о решении гигиенических вопросов в различных хороших фанфиках.
Предложения идти читать канон принимаются с точным указанием книг и глав.

Заглянула я в хроники Первой Эпохи. И знаете, зря я это сделала. Я и так на грани отчисления, а тут такое.
В общем пошла я это читать, потому что вопросов было много. Теперь их ещё больше.
Материал из педивикии:
1495 — Затмение Валинора. Моргот вместе с Унголиант уничтожает Древа Валар, убивает Финвэ и похищает Сильмариллы. Феанор становится Верховным Королём нолдор и призывает их к Исходу; Феанор вместе с сыновьями приносят клятву враждовать с обладателями Сильмариллов, после этого большая часть нолдор покидает Валинор; Резня в Альквалондэ.
1496 — Пророчество Мандоса; Финарфин и некоторые из его Дома возвращаются в Валинор.
1497 — тра-та-та... Нолдор достигают Хэлкараксэ; Феанор и его воинство оставляют в Арамане взбунтовавшихся нолдор из Дома Финголфина и переплывают Белегаэр, после чего сжигают корабли...
Это ещё до восходя Солнца, и каждый год - примерно 9,5 солнечных.
Они риали около 10 лет собирались в поход и столько же примерно пилили до Льдов? Или они жили медленнее?
Переход с валаринского на солнечный календарь - самое муторное для меня время. И здесь же - когда случился переход на семидневную неделю с шестидневной? Тут или позже? И был ли он вообще?
Ещё один вопрос, связанный с досолнечным временем, он уже скорее к ботаникам. Как без света жили в Восточных землях ,куда не доставала радиация Древ? Как росли и зрели всякие растения?
Везли ли Нолдор на кораблях (и тащили ли через Льды) одомашненных животных помимо лошадей?
Существовало ли обращение на "вы" к королям и лордам?
В моих любимых работах его нет, из остаточной памяти по Квенья вспоминается, что такого там нет. Но меня упорно корёжит от "ты". Мои ли это тараканы?
Ну и наконец, самый интересный вопрос. Про эльфийскую баню! Чисто теоретический и фандомный). В ПТСР, например, несколько раз упоминается баня и всего один раз - почти в одном предложении с эльфами. У кого какие идеи: знакомы ли эльфы с баней? и если да, то какая бы она у них была: "финская" или наша, с веничками?
Интересуют так же упоминания о решении гигиенических вопросов в различных хороших фанфиках.


Комментарии
Ответ: хз.
По официальной хронологии, да, так. Выбирать между официальной хронологией (очевидно не доведенной до ума), приведенными в тексте событиями и логикой - личное дело читателя.
Я не могу поверить, что суматошные сборы затянулись на месяцы, а несколько тысяч
человекмесяцы же шло не по тундре, а натурально по Арктике без каких бы то ни было источников еды и топлива. Значит, думаю я, врут цифры.Как без света жили в Восточных землях ,куда не доставала радиация Древ? Как росли и зрели всякие растения?
Так же, как в Эндорэ - против законом физики и ботаники)
Везли ли Нолдор на кораблях (и тащили ли через Льды) одомашненных животных помимо лошадей?
Не уточнено. Я думаю, что если и везли, то немного.
Существовало ли обращение на "вы" к королям и лордам?
В квенья есть местоимение "Вы", но меня как раз от него корежит.
У кого какие идеи: знакомы ли эльфы с баней? и если да, то какая бы она у них была: "финская" или наша, с веничками?
Конечно, знакомы. Если и туалетом пользуются, и мыться должны) В каком виде это мытье осуществлялось - дело вкуса читателя/фикрайтера)
Мне встречались разные варианты, и сама я представляю себе разные варианты. Если это дворец или крупная крепость, то уместны купальни с бассейном и/или каменными ванными, с "котельной" или на базе термального источника. Если это небольшая крепость, усадьба, дом с участком в черте города или наоборот на отшибе, то как раз баня. Веники, думаю, не очень вяжутся (бггг)) с эльфами, так что я представляю ее себе как мыльню с печью и емкостью для нагревания воды. Т.е. баня, но без парной. Ну и самый минимальный и портативный вариант - деревянная бочка/бадья/кадка/ванна, куда горячая вода таскается. Это уже по образцу средневековых замков.
Начало моего маленького бреда выпадает ровно на эти времена, точнее уже после восхода Солнца, но надо как-то ориентироваться по времени...
Так же, как в Эндорэ - против законом физики и ботаники)
Ну ладно, допустим, что всё росло по законам Валар, которые не громадные дяди и тёти, а вполне себе самодостаточные стихии... Меня догнал ещё один вопрос: а как там время определяли без смены света Древ?
или по принципу счастливые часов не наблюдают, трусов не надевают что ли...В квенья есть местоимение "Вы",
Я его воспринимала, как множественное число.
Думаю о том, на сколько уместно мимопроходящему нандо тыкнуть королю Нолофинвэ например. Или Первому дому. В ПТСРе, мною нежно и трепетно любимом тыкают без проблем, но на сколько с т.з. литературы это правильно?
Если и туалетом пользуются, и мыться должны)
Оужас!принцессытожекакают!Не, понятно, что как-то этот вопрос решался. Просто Белерианд - это по карте довольно северно, а окрестности оз.Митрим так и вообще. И я что-то крепко сомневаюсь, что это озеро не то что бы купабельно, а даже просто окунабельно даже летом.Но эльфы с вениками мне покоя не дают, ыыэх! =)))
Но.
1. В НоМЕ в нескольких местах (Анналы Амана, например) есть указания, что время начало ускоряться с момента гибели Деревьев. То есть переход от аманского года, равного десяти годам, к солнечному - это не один момент, а 5 лет.
2. Опять же, есть указания, что валинорский год - это именно год Валинора. Льды и
Атлантикаокеан между Валинором и Эндорэ - это уже не Валинор. Время, по-видимому, определяли по вращению звёзд. Но какие годы имеют в виду летописи, говоря об этом периоде, - науке не известно.Чуть позже поищу цитаты.
Про ты/вы. В квенья есть шесть местоимений второго лица. Три стандартные формы: ты (ед. ч.), вы (двойственное) и вы (множественное) - плюс ещё три вежливых аналога. То есть, да, вежливые формы есть. Но это не то различие, которое мы видим в индоевропейских языках. Ты-вежливое в квенья - это не форма множественного числа, это форма вежливого единственного числа.
При этом в "Лэ о Лэйтиан" на английском все персонажи, в том числе к незнакомым и вежливо, обращаются thou, thee и так далее, то есть, падежными формами "ты" в единственном числе, а не во множественном. Так что и в русском, вероятно, есть смысл писать в единственном.
Тем более, что и в Европе вежливое обращение во множественном числе возникло один раз и поздно. В России и в 17 веке к царю ещё обращались "ты", а в Европе мода на "вы" распространилась хоть и раньше, но никак не в раннем средневековье, на которое ориентировался Толкин.
Про бани. В квенья есть слово "saune", которое означает "баня". Да, по всей видимости это заимствование из финского :> Так что баня не парная и без веников.
Ну да, про ускорение времени логично выходит. Но даже 5 лет - спешных сборов...
Я ещё убей не понимаю, как в плоском мире звёзды вращаются. Понимаю, что наверняка и всякие там древние греки или ещё кто, когда модель мира была гелеоцентричной, как-то это описывали, но современное мышление в упор не даёт это понять.
А вопрос жизни-времени в Эндоре, счёт времени по звёздам, которые как-то должны вращаться, вообще в ступор вводит.
А ещё говорят, русский язык сложный))) Кстати, а как в том же английском языке отличалось "вы"(мн.ч) от "вы"(вежливого)?
Чё-то я чувствую, что фанфики писать не буду никогда, чтоб не позориться. Только ориджиналы...
Собственно, в современной картине мира видимое движение космических объектов тоже изучают. Просто в древнем мире изучали только его и не всегда думали, что видимое движение отличается от объективного.
Древние греки как раз иногда думали. Гелиоцентрическая система мира не зря греческим словом называется :>
В Преображённых мифах есть версия, что Арда всегда была нормальной звёздной системой, никакого плоского мира. А Сильм - это просто нуменорский пересказ перевранных эльфийских лекций по истории пополам с собственными человеческими мифами. Но эта версия, к сожалению, недостаточно проработана, чтобы её можно было свободно использовать. Вся ранняя мифология от неё рушится.
Счёт времени по звёздам известен во многих культурах, и знание гелиоцентрической системы мира для этого не требуется. Хотя в поздних черновиках Толкин писал, что эльфы должны были её знать.
В Эндорэ звёзды вращались совершенно точно, в том числе и до первых восходов и уж тем более до "скругления" мира.
"Она не сказала ни слова; но, исполнясь любви, Эльвэ приблизился и взял ее за руку, — и чары поразили его, и бессчетные годы стояли они так, и звезды кружились над ними" - встреча Тингола и Мелиан, Сильм.
Кстати, а как в том же английском языке отличалось "вы"(мн.ч) от "вы"(вежливого)?
Никак. Только по контексту, как и в русском.
Эта мода идёт из раннесредневековой латыни, когда к церковным иерархам обращались vos, а не tu. Там различия между вы-множественным и вы-вежливым не было. И во всех европейских языках, которые приняли эту моду, его тоже нет.
Про ускорение времени после первых восходов:
"В то время воздух Средиземья стал тяжек от дыханья роста и увядания, и все сменялось и старело быстрее." (Сильм)
И главное: "The shorter year of the Sun was so made because of the greater speed of all growth, and likewise of all change and withering, that the Valar knew should come to pass after the death of the Trees. And after that evil had befallen the Valar reckoned time in Arda by the years of the Sun (НоМЕ 1993 Morgoth's Ring, Annals of Aman)
перевод
По-моему, где-то ещё были упоминания, но что-то не могу найти.
Кстати, в восточных землях росло всё хуже, чем под радиацией:
"В конце первого века Пленения Мелькора ... большая часть Средиземья дремала во Сне Йаванны, в Белерианде, под властью Мелиан, царили жизнь и радость" (Сильм)
Потому что магия, то есть.
Когда дело доходит до рассмотрения Арды, как все-таки пусть и легендарного прошлого, но все-таки нашей планеты, я всегда поступаю именно так - рассматриваю Сильм как поздние легенды людей, со всеми вытекающими. Я как-то даже писала для игры легенды Дома Беора именно с этой позиции
Хотя опять же, в прошлом году мы играли Воинство Валар и честно пытались смоделировать Аман, объяснив всю магию хоть с какой-то околонаучной точки зренияКстати, есть целый трэд про небо Амане, если пренеберчь астрономией и рассматривать именно модель с Древами
Опять же, чуть ли не в тех ПМ сказано, что эльфы прекрасно знали астрономию и не заблуждались насчет звезд, солнца и прочего. Более того, они знали и множественности миров, но знали, что Арда - это главная сцена истории Вселенной
Насчет эпических сроков - ну меня в свое время порадовали не только 17 лет во Льдах, но и то, что отважный, самоотверженный Фингон пять (ПЯТЬ!!) лет собирался, чтобы идти спасать Маэдроса
Лично я предпочитаю все-таки опираться на логику и рацио, чем считать Квенди тормознутыми идиотами)
Интересно, как до Солнца жили дикие-дикие Авари?)
И немного порадовало, что Халет в Таргелионе протусила аж 15 лет
То есть, если я в работе немного "поколдую" со временем в момент перехода от Эпохи Древ к эпохе Солнца и первым её годам, это не будет сильной фактической ошибкой?
если я в работе немного "поколдую" со временем в момент перехода от Эпохи Древ к эпохе Солнца и первым её годам, это не будет сильной фактической ошибкой?
А этот вопрос вообще очень запутанный. По самой официальной версии - с момента восходов, что логично. Но в черновиках эта идея меняется несколько раз. В ранних черновиках Сильма, в частности, написано, что между Алквалондэ и пророчеством Намо прошёл один год валар; в следующей версии - один солнечный. В следующией после этого - снова один валинорский, и счёт солнечных лет начинается с прихода Финголфина в Эндорэ. Но в опубликованной версии Сильма этот отрывок опять отредактирован. А для публикации в приложениях к ВК предназначался процитированный мной кусок из вступления к Анналам Амана, где счёт солнечных лет начинается с гибели Деревьев. Хотя в приложения он в итоге не вошёл.
Так что, что бы вы ни придумали, в каком-нибудь томе черновиков для этого обязательно найдётся подтверждающая цитата. Или десять :>
Но про ускорение времени, на самом деле, говорится очень много где, в том числе и в самом каноничном каноне вроде опубликованного Сильма. В заметках про языки Арды, например, несколько раз говорится, что изменения стали быстрей, начиная с выхода нолдор в поход после гибели Деревьев, и ещё ускорились с первым восходом. (НоМЕ 1994 The War Of The Jewels) Там речь идёт, в первую очередь, про языковые изменения, но это подаётся как общая тенденция. Так что эту идею, ускорения времени незадолго до восходов, Толкин точно думал долго и последовательно.
Я знаю про 5-6, но вроде как 6дневка это уже с приходом эльфов стало?
А эльфы вообще на семидневку переходили? Просто тогда эльфийский календарь с 6 сезонами просто идёт наперекосяк и с днями недели не сочетается вообще. Меня немного смущает наличие эльфийских названий для седьмого дня.
Про 5/6 я могу сказать только, что для названий дней пятидневки нет синдаринских эквивалентов. А нолдоринские - есть. Меня это наводит на мысль, что синдар пользовались только шестидневкой, а вот нолдор названия дней пятидневки точно использовали в Эндорэ, иначе эти названия так и остались бы только на квенья. Тут три варианта. 1. Пятидневка и шестидневка использовались у нолдор параллельно (возможно, в разных ситуациях). 2. Термины пятидневки использовались как синонимы названиям из шестидневки, а сама пятидневка уже не использовалась. 3. Разные сообщества нолдор использовали разный календарь. Но это маловероятно, потому что нолдорин - это, собственно, только первый дом.
Седьмой день недели придумали в Нуменоре, и я не видела никаких указаний на то, чтобы его перенимали эльфы. Эльфийские названия для него как раз неудивительны. Дунаданы и эльфийские имена использовали. Это же язык
понтовкультуры и науки. У нас вот много что называется на древнегреческом, но это же не значит, что древние греки пользовались телефонами :>Просто Белерианд - это по карте довольно северно, а окрестности оз.Митрим так и вообще. И я что-то крепко сомневаюсь, что это озеро не то что бы купабельно, а даже просто окунабельно даже летом.
По-моему, по широтам там получается аналогично не самой северной Европе. "Вечно студеный" Химринг - это что-то такое шотландское, но и там южнее Карелии, например)
(про остальное вроде уже ответили)
А вот сборы Феанора и сыновей на север в изгнание длились (по канону) семь дней. Очень быстро, однако.
В 67, все верно. Но что тут странного, если от него эти сведения усиленно скрывали даже родичи? Он узнал о Братоубийстве в 67 году и тут же запретил. Реакция быстрая.
И немного порадовало, что Халет в Таргелионе протусила аж 15 лет
Неверно. 14 лет (376-390) она вместе со своим народом жила в Эстоладе. Потом двинулась на запад. Даты есть в "Поздней Квэнта Сильмариллион", т. XI, с. 228 (по англоязычному изданию).